Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»
«Мы сейчас стоим у
входа в волшебные Сады,
где под
надзором Рока обитают
земные Радости и Блаженства…
А их
много?»
Морис
Метерлинк «Синяя птица»
Синяя птица
счастья… кто не мечтал о ней, читая сказку Метерлинка. Но что есть счастье? Что
может определить то заветное, к чему мы так стремимся, но всегда ли находим?
Вспоминаю свой
первый урок … Тревога, страх, неуверенность… получится ли? Смогу ли «дотронуться до сердца» каждого, не станут ли мои
слова Пустотой? Первые слёзы неудачи…
Прошло
22 года… таких разных, непохожих друг на друга. Прошли и тревога, и
страх, неуверенность, всё получается. Но
каждый день по-прежнему начинается для меня с того же вопроса…
Дети – это то,
к чему невозможно подготовиться. Здесь нет заведомо известных ответов, и каждый
день с ними – это испытание прежде всего для самого себя, для своей души… Они
как невидимый барометр определения честен ты с ними или нет, веришь ли в то, о
чём говоришь, живёшь ли истинами, к которым призываешь… Их сердца невозможно
завоевать не чувствуя и не любя каждого из них… А как это порой не просто –
принять в ребёнке даже то, что претит собственным идеалам, не винить, не обвинять
и уж тем более не подавлять его только лишь потому, что в «чём-то он не
соответствует»…
Принять – какое
простое, на первый взгляд слово, но, сколько в этом должно быть мудрости,
терпения и, быть может, материнского всепрощения. Ведь моя задача не заставить жить по принятым нормам, а
подсказать, что иначе нельзя, направить и помочь каждому из них найти себя. И
все твои мысли заняты только тем, как лучше это сделать.
Каждая их победа пусть маленькая, но
победа, каждый их успех – это гордость за них, это счастье… Но каждая их ошибка
– это боль и всё то же вопрос, что Ты сделала не так? В чём не смога
предупредить, предостеречь?
Но
если бы от всего можно было бы предостеречь?! Они, такие родные, такие любимые,
…но они – дети совсем другого поколения. Изменился мир, изменились жизненные
ориентиры. И то, что для меня кажется столь далёким и непонятным, для них –
всего лишь повседневность. Знаменитый конфликт «отцов и детей»… Конечно, его не
избежать. Бывают и трудности в понимании друг друга, и, казалось бы,
непреодолимая пропасть невозможности услышать и договориться. Бывают
разочарования, конфликты…И всё же в отношениях с детьми есть главное то, что всё это преодолевается. Их
доверие в своих мыслях, чувствах, поступках, и открытость, искренность, их
желание не обидеть, их смех – вот то, что для меня является неоценимой наградой
всех усилий и стремлений.
Ни
для кого ни секрет,
в нашей профессии много трудностей, но только здесь можно получить
удовлетворение от проделанной работы, реализовать свой творческий потенциал. Не
стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Нужно пробовать, дерзать,
творить и творить.
К профессии
учителя с уважением относились во все времена. Наверное, потому, что учитель -
это не просто высокообразованный человек, а прежде всего тот, кто умеет
передать свои знания другим, объяснить непонятное, найти ключ к способностям
каждого ученика.
Вспоминаю одного из своих учеников, мой
предмет для него не самый лёгкий… однажды он сказал: «Получить двойку для меня
не страшно, страшно Вас огорчить…» Стали бы для Вас эти слова высшим подарком?
Я не знаю. Но для меня это и есть то счастье, к которому я шла двадцать два года.
Учителя,
учителя...
Профессий
нет добрей!
Стоите
твердо у руля,
Открыв ребенку дверь.
Учитель
- самый верный друг,
Не
выдаст, не предаст;
А
если что случится вдруг,
Он
руку всем подаст.
Как
напpяженен этот труд:
Пойми
и научи.
Всегда
к учителю идут
Студенты
и врачи...
Зайдете
в светлый класс когда,
Не
замечать нельзя
Такие
милые всегда,
Усталые
глаза.
О,
как отважен этот труд:
Задиры,
шалуны...
Порой
в глаза упрямо лгут.
Вы
их понять должны.
Учителя,
учителя...
Профессий
нет добрей!
Стоите
твердо у руля,
Открыв
ребенку дверь.
Крючкова Инесса
Дмитриевна,
