Описание
системы опыта работы
учителя математики
МБОУСОШ№61,г. Тула
Крючковой Инессы Дмитриевны
по теме:
«Формирование
и развитие мотивационных установок учащихся к изучению математики в условиях
внедрения компетентностно ориентированного подхода»
Педагогическое кредо:
Настоящий
учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и
вместе с ним совершить восхождение.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НАД
КОТОРЫМИ РАБОТАЮ:
1. Формирование стойких мотивационных установок
к изучению математики на основе повышения практической значимости
математических знаний.
2. Развитие математической компетентности учащихся посредством
современных интерактивных технологий и
межпредметных связей на основе компетентностно ориентированного подхода.
3. Создание условий для формирования и
развития жизнетворческих компетенций и продуктивной творческой деятельности
4. Внедрение мониторинга учебной
деятельности учащихся как способа
коррекции успешности и развития учебных компетенций учащихся.
Сущность опыта
в создании условий
для формирования и развития позитивных
установок на усвоение математических знаний при углублении практической направленности
содержания урока. Актуальность
опыта: Развитием образования выделена основная задача - создание
условий для развития личности и творческой самореализации каждого
гражданина России, воспитание поколения людей, способных эффективно
работать и обучаться на протяжении всей жизни. Проблемой сегодняшнего дня есть снижение
интереса к математике у большинства детей, и как следствие, уровня ее усвоения,
в силу отсутствия стойких личностно-значимых мотивов, работающих на перспективу.
Вместе с тем современный человек без математического образования обойтись не
может, т.к. математическое образование – это единственное прошедшее испытание
временем, средством интеллектуального развития; элементы математики –
неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире; математика
обладает колоссальным воспитательным потенциалом. Поэтому формирование стойких
мотивационных установок к использованию
математических знаний во всех сферах деятельности и повседневной жизни является объективной
необходимостью.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
В обучении, чтобы не формально усвоить
материал, надо не пробыть, а
прожить
обучение, надо, чтобы обучение вошло в
жизнь ребенка, чтобы оно имело для него
личностный
смысл.
А.Н.Леонтьев
Работая над данной проблемой, мною были
определены следующие направления педагогической деятельности:
1. Совершенствование содержания
математического образования путем
насыщения его прикладными и сюжетными заданиями.
2. Использование игровых технологий на
уроках математики.
3. Проведение нестандартных уроков, основанных
на материалах общественного, экономического, регионального компонента,
исторического и экологического
содержаний.
4. Внедрение в обучение информационных, компьютерных
и здоровьесберегающих технологий.
5.Привлечение учащихся к активной внеклассной работе по предмету.
5.Привлечение учащихся к активной внеклассной работе по предмету.
Задача, стоящая передо мной, –
преодоление формальности в преподавании математики. Главный путь её решения -
укрепление связи обучения с жизнью, с практикой, т.к. все значительные явления
жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны
приобрести для него в обучении
неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится
стимулом мотивации ученика к познанию. Реализацию этой проблемы осуществляю,
прежде всего, через содержание задач - прикладных и сюжетных, которые вызывают
у учащихся неподдельный интерес (приложение 1).
При решении таких задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и
воспитательном отношении фактами. Так, решение задач, содержащих сведения о
здоровом образе жизни и основанные на фактическом материале, заставляет
по-новому взглянуть на эту проблему, призывают детей ценить, уважать и беречь
свое здоровье. Таким образом, фактическое содержание задач способствует
созданию внешней и формированию устойчивой внутренней мотивации к изучению
математики, что в конечном итоге формирует жизнетворческие компетентности
учащихся.
Сочетание прикладных задач, используемых на уроке, с творческими
домашними заданиями, составлением и оформлением тематических альбомов и
альманахов способствует приобщению школьников к
человеческой культуре в целом, развитию творческих возможностей
учащихся, осознанию и более глубокому усвоению программного материала основного
курса математики на уровне практического применения знаний, умений, навыков в
новых условиях. Так, с учащимися 5-х классов были подготовлены альманахи по
направлениям: мои родители, спорт, здоровье, природа и т.д. (приложение
2). Использование
такого материала в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», а
не «сухую бездушную науку».
А.С.
Макаренко писал: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в
работе, когда вырастет». Я вполне солидарна
с ним. Игра, общение, учение, труд - вот
основные ступени восхождения личности к
успеху. Поэтому в своей работе я часто использую
игровые технологии на различных этапах урока: при проверке домашнего задания,
при закреплении пройденного материала, при повторении. Это и ролевые игры,
и разгадывание кроссвордов, шифрограмм,
ребусов, математических загадок,
и инсценировки, и математическое лото, и блиц-турниры,
и викторины (приложение 3).
Для создания внешней поддержки устойчивой внутренней мотиваций учащихся большое значение имеют
нестандартные уроки, направленные на продуктивную творческую деятельность детей.
С этой целью мною разработана система
нестандартных разновекторных уроков: путешествий, экспедиций, исследований,
«рыцарские турниры» и т.п. (приложение 4). На таких урока дети вживаются в роль
геологов, туристов, реставраторов, исследователей, вовлекаются
в игру и с лёгкостью решают серьезные задания, добиваясь поставленной
цели, что способствует развитию
мотивации. Образовательный процесс на уроке направлен на сохранение здоровья учащихся,
т.к. это основа самореализации личности в будущем. Решение этой задачи – использование здоровьесберегающих технологий. Поэтому,
считаю необходимым использование такого технологического элемента как
динамические паузы или психологические релаксации на каждом уроке. Особенно детей
привлекают физкультминутки в стихах или минутки, когда включается воображение
ребят (приложение 5). При подборе физкультминуток и динамических пауз
стараюсь, чтобы они органически вплетались в канву урока. Потраченное время
окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья
учащихся.
Использование ЭСО позволяет на уроке
сделать сложную науку математику более доступной
для развития творческих способностей учащихся. Система работы с ЭСО в настоящий момент
включает:
·
работа
в сети Интернет; с собственным сайтом;
·
привлечение
учащихся к поиску фактических материалов в сети Интернет для мини-исследований и творческих
заданий;
·
электронные
презентации по различным темам;
·
создание
личного банка по разделам: «Поурочные планы», «Классное руководство»,
«Внеклассная работа», «Портфолио класса».
Использование возможностей компьютера
на уроках математики доставляет
истинное удовольствие и
восхищение мне, как учителю, и моим
пытливым ученикам. Многогранные уроки, наполненные личностно-ценным для детей
содержанием приобщают их к творчеству и
познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень. Математиками станет
лишь небольшая часть моих учеников. Подавляющее большинство выберет профессии,
не связанные тесно с «царицей наук». Что
даст математика их будущей профессии? В чём уже сейчас помогает математика в их
повседневной жизни и учении? Вот на эти вопросы я стараюсь дать ответ каждому школьнику, чтобы
он видел живую и непосредственную связь математических методов с задачами,
которые ставит перед школьниками жизнь.
В основе моей работы лежат педагогические идеи выдающихся педагогов
Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, общая идея которых
заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творчества
ученика. Использованы элементы технологий:
теории личности как субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский ),
проблемного обучения математики в 5-11 классах (авторы Дж. Дьюи,
А.М.Матюшкин и др.) ; развивающего
обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов); информационных и здоровьесберегающих
технологий.
Приложение 1
Задачи прикладного
характера
1)Брошенная на землю кожура банана в
нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на
2 года дольше. Пластиковый пакет разлагается на 8 лет дольше, чем окурок
сигареты. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? На сколько
лет раньше разложится кожура от банана?
2)Деревья способствуют очищению воздуха
от пыли и других загрязнений. Лиственный лес, площадь которого равна площади
квадрата со стороной 100 м ,
может в течение года задержать 68 т пыли. Зато еловый лес такой же площади
способен за то же время “заглотать” 32 т пыли. На сколько тонн пыли больше
задерживает лиственный лес, чем еловый?
Приложение 2
Перечень
тематических альманахов, подготовленных учениками (несколько примеров)
Класс
|
Название альманаха
|
Аннотация
|
Рекомендации по
использованию
|
5
|
Математика в
профессии моих родителей.
|
Краткое
описание профессий родителей с указанием использования математики в ней,
решение тематических задач о профессиях родителей.
|
Ученикам
- в качестве профессиональной ориентации и для расширения кругозора, учителю
– в качестве дидактического материала.
|
5
|
Дроби
вокруг нас
|
История
дробей, стихи, математические ребусы, кроссворды.
|
Ученикам
для развития интереса к математике.
|
5
|
В
мире геометрии
|
История
названия геометрических фигур, геометрические миниатюры.
|
Ученикам
для развития интереса к математике.
|
5
|
Математические
сказки
|
Сказки
о геометрических фигурах и о дробях.
|
Ученикам
для развития интереса к математике.
|
Приложения 3
Игры на
уроках математики (некоторые примеры)
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ
ЛОТО по теме «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА»
Правила
игры:
1.
Для
игры учителю следует подготовить два варианта карточек для лото общим
количеством по числу учащихся в классе.
2.
Работа
проводится по вариантам.
3.
Два
ученика (по одному от каждого варианта) вызываются к доске, остальные работают
в тетрадях.
4.
Учитель
зачитывает вопросы, на каждый из которых отводится 30 секунд. Учащиеся
зачеркивают те клетки в карточках, числа в которых являются, по их мнению,
ответами на вопросы учителя. Следует помнить, что в карточке для игры может и
не быть всех правильных ответов.
5.
Взаимопроверка
проводится в парах, сверяясь с доской.
6.
Максимальная
оценка за все правильные ответы – 12 баллов.
7. Учитель
подводит итоги по результатам лото и обращает внимание на ошибки. Оценки
выставляются по желанию учащихся.
Вид
карточек для игры
I вариант
1
|
0
|
999
|
100
|
|
20
|
10
|
14
|
||
101
|
7
|
16
|
13
|
II вариант
98
|
100
|
7
|
22
|
|
13
|
16
|
20
|
||
999
|
0
|
1
|
10
|
Вопросы для лото:
1. Какое
из чисел натурального ряда является наименьшим?
2.
Вспомните сказку о волке и козлятах. Сколько было козлят?
3. Какое
из двузначных натуральных чисел является наименьшим?
4. Какое
число следует за наибольшим двузначным числом?
5. Какое
число предшествует 1000?
6.
Если а равно 15, то чему равно а+1?
7.
Если а равно 21, то чему равно а-1?
8. По
преданиям, какое число является несчастливым?
Ответы:
У I варианта должны остаться клетки с числами 0,14,101, у II – 0,22,98.
ИГРА «ИЩИ
ФИГУРЫ»
Определите, сколько
треугольников вы видите на (рис.1) и квадратов на (рис.2а, б)
Сколько треугольников на каждом
рисунке?
КРОССВОРД
«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Вопросы:
1.Числа, употребляемые
при счете предметов. (Натуральные)
2.Четырехугольник с
прямыми углами. (Прямоугольник)
3.Цифры 0, 1, 2, 3…
(Арабские)
4.Наглядное
представление разных числовых данных. (Диаграмма)
5.Результат от
деления. (Частное)
6.Число, показывающее,
на сколько равных частей разделено целое.
(Знаменатель)
7.Сумма одинаковых
слагаемых. (Произведение)
8.Закон сложения.
(Переместительный)
9.Площадь квадрата со
стороной 100м. (Гектар)
10.Отрезок, длина которого
равна 1. (Единичный)
11.Угол меньше
прямого. (Острый)
Ключевое
слово:
Лобачевский
РЕБУСЫ
Приложение 4
Нестандартные
уроки математики
Класс
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Формы
уроков
|
5
|
Натуральные
числа |
урок изучения нового материала |
Урок
– прогулка «История возникновения чисел» |
6
|
Сложение
чисел с разными знаками |
урок изучения нового материала |
Урок-лекция |
7
|
Геометрические
фигуры |
урок обобщения знаний |
Урок-презентация
в «Стране Геометрии» |
8
|
Решение
квадратных уравнений |
урок обобщения знаний |
Урок
- общественный смотр знаний |
Физкультминутки и динамические
паузы на уроках математики
(Ученики
за учителем повторяют движения)
Дружно с вами
мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы
дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз
кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три —
прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо
прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не
забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть
прошу всех сесть.
Числа, я, и вы,
друзья, вместе дружная 7-я.
***
(Ученики повторяют движения за учителем)
Мы все вместе
улыбнемся,
Подмигнем
слегка друг другу,
Вправо, влево
повернемся (повороты влево - вправо)
И кивнем затем
по кругу (наклоны влево - вправо)
Все идеи
победили,
Вверх
взметнулись наши руки (поднимают руки
вверх- вниз)
Груз забот с
себя стряхнули
И продолжим
путь науки (встряхнули кистями рук).




