Цитаты великих математиков

Математик — это человек, который не только сразу же схватывает чужую мысль, но также видит, из какой логической ошибки она вытекает. Хельмут Нар

Решение квадратных уравнений

Урок алгебры в 8-м классе по теме

«Решение квадратных уравнений»
       Подготовила и провела учитель МБОУСОШ №61 г. Тула
                                               Крючкова И.Д.
Цели урока:
  •        Образовательные - закрепление и углубление знаний и умений по данной теме путём решения различных упражнений с учётом индивидуальных способностей учащихся.
  •       Развивающие – развитие логического мышления, познавательной активности, творческих способностей, внимания, речи и памяти.
  •        Воспитательные – воспитание интереса к предмету, умение общаться, умение слушать, побуждение учащихся к само и взаимоконтролю, видеть связь между математикой и окружающим нас миром.
Оборудование к уроку:
·         мультимедийный проектор;
·         ноутбук;
·         оценочные листы учащихся для самоконтроля знаний;
·         тест.
 План урока
I.  Организационный момент. Сообщить тему урока (2 мин).
II.  Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда (7 мин).
III.  Математический диктант (5 мин).
IV.   Знакомство с одним из способов решения квадратного уравнения (через свойства коэффициентов) (5 мин).
V.  Выступление учащегося. Применение квадратных уравнений. (3 мин)
VI.  Работа в группах (10 мин).
VII. Тест (9 мин).
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин).
IX. Домашнее задание (2 мин).

I. Организационный момент
 Учитель:-  Квадратные уравнения - это фундамент, на котором возвышается величественное здание алгебры. Они находят широкое применение при решении других типов уравнений и являются ступенькой в изучении более сложного материала средней школы, включая 11-ый класс. Поэтому каждый из вас должен уметь верно и рационально решать эти уравнения.

II. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда
На доске спроецирован слайд 1 (Приложение 1). Ребята разгадывают кроссворд, в это время ученик выполняет на доске домашнее задание. После завершения работы учитель зачитывает правильные ответы и показывает таблицу с критериями оценок (слайд 2) (Приложение 1). Учащиеся сами выставляют себе оценку в контрольный лист. Затем они проверяют домашнее задание, сверяя с доской, задают вопросы, исправляют ошибки (если имеются). 

III. Математический диктант

                                               I вариант
1.        Запишите пример квадратного уравнения.
2.       Запишите, чему равен второй коэффициент в уравнении: 2x2+x-3=0.
3.       Сколько корней может иметь неполное квадратное уравнение вида ax2+c=0?
4.       Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант
положительный?
5.        В каком случае квадратное уравнение имеет два равных корня?
6.       Напишите формулу дискриминанта квадратного уравнения.
7.        Напишите формулу корней квадратного уравнения, в котором второй
коэффициент является четным числом.
8.       Сформулируйте теорему Виета.
9.       Чему равна сумма корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0?
10.     Приведите примеры целого рационального уравнения.
                                                               II вариант
1.        Запишите пример неполного квадратного уравнения.
2.       Запишите, чему равен первый коэффициент в уравнении: -x2+4x-7=0.
3.       Сколько корней может иметь неполное квадратное уравнение вида
аx2+bx=0?
4.       Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант отрицательный.
5.        Напишите формулу корней квадратного уравнения.
6.       В каком случае квадратное уравнение не имеет корней?
7.        Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
8.       Напишите формулу дискриминанта квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
9.       Чему равно произведение корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0?
10.      Приведите пример дробного рационального уравнения.

После выполнения математического диктанта учитель показывает таблицу правильных ответов и критерии оценок (слайд 3) (Приложение 1). Работа выполняется в парах. Оценки после взаимопроверки выставляются в контрольный лист.

IV. Знакомство с одним из способов решения квадратного уравнения (через свойства коэффициентов)

   Повторяем способы решения квадратных уравнений. Решение квадратных уравнений по формуле корней – это общий способ решения любого квадратного уравнения.
Одному из учащихся класса было дано задание доказать, что если в квадратном уравнении ax²+bx+c=0, a≠0, то при условии:
1)       a+b+c=0,  x=1,  x=c/a;
2)      a-b+c=0,   x=-1,  x=-c/a;
Учащийся справился с заданием, доказал эти утверждения в классе и показал применение на практике:
Примеры:
a1) 345x²-137x-208=0,
a+b+c=345+(-137)+(-208)=0,
x=1, x=-208/345
Ответ: 1;  -208/345.

1 2) 100x²-83x-183=0,
a-b-c=100+83-183=0,
x=-1, x=-c/a, x=1, 83
Ответ: -1; 1,83.
V. Выступление учащегося. Применение квадратных уравнений.
Знания, полученные на уроках, мы применяем в жизни. Ребята  с удовольствием послушали сообщение своего одноклассника о применении квадратных уравнений в технике, физике, в строительстве.
VI. Работа в группах
Класс делится на группы по усмотрению учителя.
Задание по группам (слайд 4) (Приложение 1). Свои выступления группа делает на отдельных листах и защищает их у доски. Оценку за выступление даёт класс, а учащиеся записывают ее в контрольный лист.
VII. Тест
                                                 I вариант
1.        Какое из чисел -2, -1, 3, 5 является корнем уравнения 4x²-11x-3=0?
А. -1.     Б. -2.      В. 3.       Г. 5.
2.       Чему равна сумма квадратов корней уравнения x²(x-4)-(x-4)=0?
А. 4.   Б. 18.   В. 16.   Г. 6.  
3.       При каких значениях параметра р квадратное уравнение 2x²-7x+3p=0 имеет только один корень?
А. Нет таких значений.    Б. 49/12.   В. 49/24.   Г. -49/24.
                                                 II вариант
1.        Какое из чисел -2, -1, 3, 5, является корнем уравнения 2x²-11x+5=0?
А. -2.     Б. -1.    В. 3.    Г. 5.
2.       Чему равна сумма квадратов корней уравнения x²(x+1)-4(x+1)=0?
А. 4.    Б. -1.    В. 5.     Г. 9.
3.       При каких значениях параметра р квадратное уравнение 2x²+7x+2p=0 имеет только один корень? 
А. Нет таких значений.   Б. 49/32.    В. -49/16.    Г. 49/16.
VIII.    Подведение итогов урока. Рефлексия (Слайд 5) (Приложение 1).
IX.  Домашнее задание
Домашнее задание - дифференцированное.
Дополнительно. Решите уравнение: x³-x²-4(x-1)²=0.

Контрольный лист учащегося.
·         Домашнее задание_____
·         Самооценка за кроссворд_____
·         Взаимооценка  за математический диктант_____
·         Оценка за работу в группе_____
·         Оценка за тест_____
·         Работа по теме - в ходе решения учащиеся за более интересные предложения и дополнения получают оценки.
·         Итоговая оценка _____.